Филиппинские боевые искусства в кино

Практически в любых сценах в кинематографе с использованием палок и другого оружия выступают эксперты филиппинских боевых искусств. И это только малая часть возможностей использования арнис и других филиппинских систем в кино. Можно сказать, что фильмы, где снимались известные матера филиппинских боевых искусств хорошо известны: «Китайский каскадер»; (Дэн Иносанто) «Поцелуй дракона» (Джет Ли), «Шанхайский экспресс» (Само Хунг), «Миссия правосудия» (Джефф Уинкот). С другой стороны – немногим известно, что в том или ином фильме за ролью актёра, участвующего в боевых сценах, стоит большой мастер, как например в фильме «Черепашки-ниндзя», где в роли в роли Микеланджело снимался Шишин Инокала, грандмастер Модерн Арнис. Так, в фильме, снятом по мотивам компьтерной игры «Мортал комбат» роль рептилии-монстра исполнял мастер Серрада Эскрима. В фильмах «Блэйд», «Смертельное оружие-4», «Двойной дракон» снимался известный эксперт ФБИ и Джит Кун До, каскадер и постановщик боев Джефф Имада. Первая демонстрация филиппинских боевых искусств в кино состоялась в ещё 1966 году, когда Грандмастер Анжел Кабалес показал искусство Серрада Эскрима в фильме «Месть тигра». Яркое впечатление на кинозрителя произвёл Брюс Ли, показав на экране бой с палками («Вход дракона» и «Игра смерти»). В фильме «Месть ястреба» (1997, Гэри Даниелс и Касса Магда) затронуты почти все аспекты филиппинских боевых искусств. Большой вклад в развитие филиппинских боевых искусств в кино привнёс Стивен Сигал, используя в своих фильмах наряду с акидо, филиппинскую манеру боя: «Смерти вопреки», «Во имя справедливости» (бой с палками); «В осаде — 1, 2» (бой на ножах), «Мерцающий» (безоружный бой). Джордж Лукас под впечатлением от Эскримы использовал элементы филиппинского фехтования в боевых сценах «Звездных войн». Работа с подручными предметами в классической филиппинской манере показана в фильмах «Идентификация Борна», «Превосходство Борна», «Джейсон Борн». В фильме «Загнанный» (2003) с Томми Ли Джонсом и Бенисимо Дель Торо показан ножевой бой школы Сайок Кали. Даже высокотехнологичный блокбастер «Миссия невыполнима» не обошёл вниманием Арнис: в третьей части франшизы есть сцена, где герой Том Круза (Итон Хант) тренируется с ротанговыми палками, демонстрируя технику синавали.

Эффектный и эффективный рисунок боя, используя в том числе и ФБИ, показывает Лиам Нисон в фильмах «Заложница», «Заложница-2» (2008 и 2012). В фильме «Я, Франкенштейн» (2014) главный герой также демонстрирует филиппинскую технику боя с ножом и двумя палками. В фильме «Джек Рэйчер» (2012) наглядно представлена Keysi Fighting Method – система самозащиты, созданная Хусто Диегосом на основе его наработок и занятий различными боевыми искусствами, где особое место занимают именно филиппинские техники.

Работу одной палкой активно изучают в армии и полиции, а в подготовке войск специального назначения прочно закрепилась филиппинская манера боя с ножом. Возможно поэтому филиппинская манера боя затронута в российском кинематографе. Как, например, в сериалах «СОБР» (2011) и «Морские дьяволы. Судьбы» (2013).

Филиппинские боевые искусства распространяются всё шире, вбирая в себя новые методики и обогащая другие стили. Именно поэтому в кино всё больше и больше можно видеть как отдельные техники, так и манеру боя и концепции филиппинских систем. Так, отдельные элементы можно увидеть даже в фильме «Мушкетер», где постановкой боевых сцен занимался Джефф Имада.