Грандмастер Реми Амадор Пресас

Детство и юность

Реми Амадор Пресас родился 19 декабря 1936 года в рыбацкой деревушке Хинегаран провинции Негрос Оксидентал. В 6 лет он начал обучаться у своего деда Леона Пресаса семейному стилю Эспада у Дага. Кроме этого с ним занимался его отец, известный как один из непобедимых бойцов, называемых «Дамасалаг» («Неуязвимый», т.е. настолько ловкий и быстрый, что в бою его невозможно коснуться).

Подростком Реми покинул родной остров и 2 года обучался стилю Балинтавак у мастера Родольфо Монкаля. Во время обучения у мастера Родольфо Реми понял, что стиль Балинтавак исключительно эффективен в дуэльных поединках. После недолгих раздумий по возвращению в родную провинцию, Реми опять поехал в Себу тренироваться в стиле Балинтавак. 4 года он проходил обучение сначала под руководством Тимотео Маранга, а позднее – у основателя Балинтавак Венансио Бакона.

Создание Модерн Арнис

Вернувшись в Хинегаран провинции Негрос Оксидентал, в 1957 году Реми Пресас начал преподавать свой стиль филиппинских боевых искусств, продолжая совершенствовать его. Название Модерн Арнис в то время ещё не использовалось, хотя сам грандмастер Реми именно 1957 год называл годом основания Mодерн Арнис. Модерн Арнис тех лет представлял собой смесь из стилей семьи Пресас, Балинтавак и других направлений Арнис, которые Реми изучал во время поездок в Себу, Панау, Бохоль и Лиете.

Реми Пресас развивал такие техники и принципы нового направления Арнис, которые иногда шли вразрез с принципами классического Арнис. По большей части это относилось к хвату оружия (палок) и уменьшению амплитуды и движений атаки.

В 1961 году ГМ Реми Пресас начал преподавать Модерн Арнис в школе Де ла Салле в городе Бахолод, Негрос Оксидентал, а в 1964 году открыл и свою первую школу, тоже в городе Бахолод. В это время он также преподавал в университете Негрос Оксидентал (УНОР). Вскоре после этого в Модерн Арнис была введена  собственная униформа: красные штаны и белые футболки. Разработанная Пресасом униформа оказалась очень удачной и в немалой степени способствовала дальнейшго распростанения Модерн Арнис, так как униформа выглядела ярко и узнаваемо.

Реми изменил манеру преподавания Арнис. Реми модифицировал и модернизировал техники старого Арнис для исключения травматизма на занятиях. При этом не смотря на безопасность на тренировках, Модерн Арнис по-прежнему был довольно эффективным для самообороны.

Грандмастер Реми говорил, что во многих видах боевых искусств, которые он видел и которые изучал, проливалось слишком много крови и часто случались травмы. «Почему мы причиняем друг другу боль? Не было бы лучше, если бы мы помогали друг другу вместо того, чтобы травмировать друг друга?». Он развивал дисциплину и другие моральные ценности у своих учеников.

В 17-19 веках на Филиппинах искусство Арнис передавалось от учителя к ученику как способ выживания. Теперь же «военное искусство» превращалось в «боевое искусство», то есть в вид спорта и самообороны, и не служило целям выживания любым способом. Занятия проходили в школьных классах и влияние Арнис было не настолько сильным, как в тот период, когда с учеником мастер занимался индивидуально.

Реми Пресас получил степень бакалавра в области физического в университете Негрос-Реколетос. Из-за этого его в университетских кругах его называли профессор Пресас, а в боевых искусствах позднее он стал известен как «профессор» Реми Пресас.

Во время одной из тренировок Модерн Арнис в столице, главном спортивном центре Филиппин, Ризал Мемори Спорт Арене, на него обратили внимания президент Филиппинской любительской атлетической федерации (PAAF) Филип Монсерат, заслуженный мастер спорта Арсенио де Борья и профессор Жозе Григорио. Они предложили Реми Пресасу перебраться в Манилу чтобы популяризировать и развивать Модерн Арнис во всей стране. В 1969 году Реми переехал в Манилу, открыл свою школу Модерн Арнис и основал Филиппинскую Федерацию Модерн Арнис (MAPF). В последующие годы Реми преподавал во многих школах, колледжах и университетах, в полиции и военных подразделениях, устраивал много показательных выступлений, в том числе и на телевидении, благодаря чему стал чрезвычайно популярен на Филиппинах.

В 1973 году Реми Пресас был удостоен президентской Премии Филиппин в спорте, которая сравнима со званием «Спортсмен года». Годом позже, в 1974м, он выпустил свою первую книгу о Модерн Арнис. Она стала учебником Модерн Арнис, а в 90-е возглавляла список самых продаваемых книг на Филиппинах. Реми Пресаса приглашали в качестве постановщика сцен боёв на съёмки различных фильмов. Во время работы на съёмочных площадках он познакомился с Рональдом Дантесом и Дингом Стоквеллом и был включен в дипломатическую миссию и в её составе в 1970х годах посетил Японию, США, Индонезию, Малазию и другие страны, демонстрируя там Модерн Арнис как национальное филиппинское боевое искусство.

В 1974 году в резолюции Национального Парламента Филиппин Реми Пресас был признан человеком, возродившем к жизни древнее филиппинское боевое искусство Арнис. Число учеников грандмастера Реми Пресаса на тот период превысило несколько тысяч.

В этот период происходили существенные изменения в социальной, экономической и политической структуре Филиппин в результате проведения правительством программы преобразований. Введение чрезвычайного положения в 1972 году и сопутствующие акции, осуществленные правительством, не были простым переворотом «в верхах», который сопровождал перегруппировку сил внутри правящей элиты.

Успешная, яркая и насыщенная деятельность Реми Пресаса у некоторых политиков вызывала вопросы, а возможно и зависть. В 1975 году была основана НАРАФИЛ, «Национальнеая Ассоциация Арнис Филиппин». Её возглавил генерал Фабиан Фер, который являлся вторым лицом государства после президента Фердинанда Маркоса. Президент НАРАФИЛ настаивал на том, чтобы ГМ Реми Пресасу вошёл в эту федерацию и подчинился её правилам. Реми отказался и поэтому попал в «чёрный список» Филиппинских служб безопасности.

В результате социально-политических сдвигов, произошедших на Филиппинах после 1972 года, роль армии существенно изменилась. Армия вместе с предпринимательскими кругами крупной национальной буржуазии и технократами превращалась в основу социально-политической опоры нового режима, являясь важнейшей частью государственной системы. Происходила «политизация» армии и расширение её функций. Руководители военно-полицейских сил начали определять государственную политику, входя в ближайшее окружение президента.

С помощью своего друга Роланда Дантеса в 1975 году ГМ Реми эмигрировал в США. Поначалу в другой стране ему приходилось очень сложно, так как в США он стал эмигрантом из страны третьего мира, в то время как на Филиппинах Реми Пресас был знаменитым и очень успешным человеком.

Жизнь Реми Пресаса в США

При поддержке своих учеников Макса Паллена и Дина Стоквелла ГМ Реми Презас начал преподавать Модерн Арнис в США. В конце 1975 года он был приглашен Эдом Паркером продемонстрировать Модерн Арнис на Интернациональном чемпионате карате в Лонг Бич. Его поддержали Дин Стоквелл, Макс Паллен и ученики Паленна. Полгода спустя Реми Пресас показал искусство Модерн Арнис на фестивале «Мир самообороны» в Мэдиссон Сквер Гарден в Нью-Йорке. В этот раз Реми поддержали Рональд Дантес, Дио Гонзалес, Джон Альмарио и Антонио Тито. Это был первый раз, когда Модерн Арнис демонстрировался на Восточном побережье США. Это был прорыв. Трансляция выступления проходила в прямом эфире по национальному и еждународному телевидению, и у Пресаса появилось много контактов, благодаря которым он стал первым мастером Арнис, который путешествовал по США и проводил семинары для популяризации филиппинских боевых искусств на новом континенте.

С этого момента грандмастер Реми был опять в своей стихии. Представители различных боевых направлений стали изучать Модерн Арнис, из-за чего многие элементы Модерн Арнис проникли в различные боевые стили. Реми Пресас называл Модерн Арнис «боевым искусством в твоём боевом искусстве» и призывал своих учеников добавлять элементы и стиль Арнис в свои боевые стили. Модерн Арнис воспринимался не как конкурентный вид боевого искусства, а как дополнение к любому стилю. Это привело к тому, что семинары Модерн Арнис очень охотно посещали представители самых разных направлений, и Арнис стал очень популярным в США.

В 1982 году крупнейший журнал боевых искусств «Чёрный Пояс» назвал грандмастера Реми Пресаса «Инструктором года», а в 1994 году – «Инструктором года по оружию». Это очень почётные премии в США, которые способствовали дальнейшему росту популярности как ГМ Реми Пресаса, так и Модерн Арнис.

Грандмастер Реми Пресас продолжал улучшать свой стиль и вводить туда новые техники. В 60е и в 70е годы Модерн Арнис придавали огромное значение ударной технике, комбинациям и применению лезвийной техники классического Арнис, в 80е годы стало уделяться намного больше внимания разоружениям, броскам и технике рычагов; добавились болевые и рычаги пустыми руками. Не то чтобы всех этих приёмов и техник не было раньше – они стали эффективнее, короче и болезненнее. Этому способствовало тесное сотрудничество ГМ Реми Пресаса с Уолли Реем и Джорджем Диллманом, вылившееся в большое количество совместных мастер-классов, которые приобрели известность под названием «3 больших семинара». На таких семинарах ГМ Реми преподавал Модерн Арнис, Джордж Диллман – технику прессинга (техника психического давления) и направления карате – ката, которые тесно связаны с этими техниками, а Уолли Джей –джиу-джитсу малого круга. Каждый, кто тренировался с ГМ Реми, знал, что Грандмастер охотно интегрировал новые техники в Модерн Арнис. Поэтому можно говорить о большом влиянии таких трёх мастеров друг на друга.

ГМ Реми был открыт для всего нового, постоянно учился новому и развивал свою систему. В середине 90х он опять внёс изменения в программу преподавания Модерн Арнис, добавив туда Тапи-Тапи. Это не было тотальным новшеством, так как Реми уже преподавал отдельные части Тапи-Тапи (на Филиппинах под названием ФРИСТАЙЛ или фристайл-спарринг, а позднее, в США – под названием «спарринг с одной палкой или базовый спарринг»). Но с 90х в Тапи-Тапи прочно закрепились в Модерн Арнис как метод тренировки реакции и автоматизации навыков. Изучение Тапи стало проходить в большем объёме и более последовательно. Основная концепция Тапи-Тапи, несомненно, родом из Балинтавак, хотя она и не полностью совпадает с этим стилем.

Не смотря на все изменения, которые пережил Модерн Арнис, основным моментом остается использование одной палки и общие принципы самообороны.

Ученики Модерн Арнис в разные времена тренировались в разной манере. Так, ГМ Реми несколько месяцев жил в семье Пасвик (в конце 70х или начале 80х) и тренировал Рока Пасвика. Роки получал тренировался в иной манере, нежели все другие ученики Реми Пресаса, которые изучали Модерн Арнис в лагерях и на семинарах. Но не только базовая техника Модерн Арнис для Роки преподавалась иначе – также и другие входящие в Модерн Арнис системы ГМ Реми преподавал не так, как они изучаются сейчас (например, Палис-Палис). Кроме того, Реми Пресас обучал его стилю Балинтавак, системе, которая значительно больше уделяет внимание дуэли на палках, чем Модерн Арнис.

На одном из ранних семинаров Роки Пасвик ассистировал ГМ Реми Пресасу. Грандмастер показывал быстрый Балинтавак, и через пару секунд Роки получил травму головы. После этого ГМ Реми отказался от дальнейшего преподавания и демонстрации Балинтавак в США. Поэтому Модерн Арнис Роки Пасвика выглядит совсем иначе, нежели у других американских преподавателей Модерн Арнис.

Можно сказать, что ГМ Реми мог использовать Балинтавак для поединков, но на семинарах и для самообороны преподавал Модерн Арнис. Различия в преподавании были не только связаны с периодом обучения, но и зависели от личных интересов самих учеников. Например, Дату Келли Ворден и Брэм Фрэнк больше интересовались ножевым боем, и ГМ Реми преподавал им именно этот аспект. Дату Дитер Кнуттель больше внимание уделял техникам работы с палкой, поэтому ГМ Реми занимался с ним в большей степени техникой Соло и Добле бастон.

Распространение Модерн Арнис в мире

Реми Пресас не предавал большого значения структуре объединения Модерн Арнис. Для него важнее было как можно шире распространить современный стиль филиппинских боевых искусств в мире. Группы были независимы друг от друга, и не были знакомы друг с другом.

Кроме семинаров в выходные дни, Реми проводил занятия в летних и зимних тренировочных лагерях, которые в начале 80х длились до двух недель. Позднее длительность таких лагерей сократились до одной недели, а в 90х продолжительность летних лагерей была 4, а в зимних – 3 дня. В год Реми проводил 5-6 летних программ и 3-4 зимние программы. Такой график был комфортным для Реми, так как он чувствовал себя независимым, и ему не нужно было выстраивать и поддерживать структуру какой-либо федерации, ассоциации или другой организации. Грандмастер Реми Пресас был Модерн Арнис и Модерн Арнис был им. Однако отсутствие объединяющей структуры для разных школ Модерн Арнис не могло не измениться после смерти грандмастера.

Помимо системы поясов и мастерских уровней (Лакан и Даянг), которые появились еще на Филиппинах, и традиционных званий Гуро и Панон Гуро, в эти годы грандмастер Пресас ввел ряд новых званий. Во-первых, это был титул Дату, означавший лидера Модерн Арнис в той или иной стране. Эти звания были присвоены Шиширу Инокалла, Келли Вордену, Рику Джорнэлу, Дитеру Кнуттелю, Тиму Хартману и Дэвиду Хоффману. Во-вторых, было введено звание Мастер Тапи-Тапи, присвоенное Джеффу Деланей, Чаку Госсу, Джиму Ладису, Габи Ролоффу, Ренди Шеа, Кену Смиту и Брайану Завилински. Мастера Тапи-Тапи были призваны сохранять технику стиля.

Модерн Арнис и последние годы жизни Реми Пресаса

Несмотря на все различия в преподавании в зависимости от временных рамок или содержания, Модерн Арнис под руководством ГМ Реми оставался однородным. Конечно, были люди, которые не понимали Модерн Арнис и покидали это направление. Но это не приводило к соперничеству между школами.

После встречи в 1999 году на Филиппинах профессора Пресаса с ГМ Рене Тонгсоном и ГМ Бамбитом Дулаем была создана IMAF (Интернациональной Федерации Модерн Арнис, Филиппины), чьим Шеф-тренером ГМ Реми назвал ГМ Самуэля Бамбита Дулая. Примерно в это же время на Филиппинах те, кто тренировался у Реми Пресаса в 60-70х, получили восьмой дан Модерн Арнис: ГМ Родель Дагук, ГМ Джерри Дела Круиз, ГМ Роланд Дантес и ГМ Вик Санчес.

В 2000 году в США, будучи уже тяжело больным, Реми Пресас присвоил семи ученикам V дан в Модерн Арнис и титул «Мастер Тапи-Тапи». Это были: Рэнди Ши, Джеффу Деланэ, Чук Госс, Брайан Савилинский, Джим Лэддим, Кен Смит и Габи Ролоф. Все Дату, получившие этот титул от грандмастера Реми – Дату Шишир Инокалла (1980), Дату Бонг Журнале (1982), Дату Келли Ворден (1986), Дату Дитер Кнюттель (1996), Дату Дэвид Хофффман (2000) и Дату Тим Хартман (2000) – получили это звание за высокий уровень мастерства и приверженность Модерн Арнис. Но не последнюю роль сыграло в этом и расположение школ и организация семинаров грандмастера Реми в США и за его пределами.

Дети Пресаса (Реми младший, Деметрио и Мэри Ан), которых он не видел более 20 лет, обещали больному отцу действовать на благо развития и укрепления позиций Модерн Арнис и имени Пресаса. Они создали MARPPIO (Modern Arnis Remy P. Presas Organisation — Организация Модерн Арнис Реми П. Пресаса) и начали втроём развивать эту организацию. Изначально их поддержал Дату Келли Ворден в США, а впоследствии и многие ГМ на Филиппинах (ГМ Кристино Васкез, ГМ Родель Дагук, ГМ Роланд Дантес, ГМ Бамбит Далай). Однако вскоре Мэри Эн и Деметрио решили отойти от активной преподавательской деятельности в организации, и преподавать в ней остался лишь Реми Пресас-младший. Но теперь эта организация не пользуется поддержкой на Филиппинах, да и Дату Келли Ворден не оказывает MARPPIO поддержки.

Пресас умер от рака мозга 28 августа 2001 года в Виктории, Британская Колумбия (Канада). 23 сентября 2001 года его тело перевезено в Баколод На Запдном Негросе, Филиппины, где 25 сентября его захоронили на семейном кладбище в Хинигаране

После смерти грандмастера Реми Пресаса в 2001 году произошел раскол в едином ранее движении Модерн Арнис. Частично наследие его искусства перешло к его старшему сыну Реми П. Пресасу, который возглавляет Международную организацию Модерн Арнис, известную как MARPPIO.

Некоторые мастера создали свои организации, некоторые остались в тех, что были созданы при жизни Пресаса. ГМ Реми не рассказывал всем существующим в его время школам Модерн Арнис друг о друге и не замкнул их в единую в систему. Такое разобщение имело как негативную, так и позитивную сторону. Возможно ГМ Реми сделал это намеренно, поскольку сам Грандмастер Пресас заложил в искусство Модерн Арнис принципы непрерывного развития и индивидуализации – «искусство должно стать вашим собственным».

ГМ Реми оставил после себя грандиозную систему с тысячами учеников по всему миру. Большое количество школ и несколько крупных федераций, таких как WFMA, продолжают обучать искусству, которое благодаря грандмастеру Реми Пресасу распространилось по всей планете.