Грандмастер Эрнесто Амадор Пресас

Эрнесто Амадор Пресас родился 20 мая 1945 года в деревушке Хинигаран на острове Негрос, Филиппины. Когда Эрнесто исполнилось 8 лет, он, как и его старший брат Реми, начал заниматься традиционными филиппинскими боевыми искусствами под руководством своего деда Леона Бонгко Пресаса и отца Хосе Пресаса. Его отец прославился как один из немногих непобедимых бойцов, прозванных «Дамасалаг» – «Неуязвимый» или «Тот, кого нельзя коснуться». В семье Пресасов бойца признавали мастером только после того, как он выдерживал бой в полный контакт и без защитных доспехов на ротанговых палках против других признанных бойцов. У отца и деда Эрнесто обучился таким техникам, как Далаван бастон и Соло бастон, синавали, Палис Палис (система следования силе), Сонкети и Трастсада (Колющие удары), Трес Пунтос (использование короткого конца палки, уколы ножа и техника абанико), Дос Пунтос (хват палки за середину), Эспада у дага (меч и кинжал), Абанико Доблада (удары веером), Очо-Очо (размашистые удары по траектории в виде фигуры 8).

Эрнесто Пресас с детства проявлял способности, как разносторонне развитый атлет – кроме арнис он занимался легкой атлетикой, футболом и баскетболом. Параллельно с Арнис Эрнесто занимался и другими направлениями боевых искусств, получив впоследствии не только самый высокий ранг – Лакан Сампу (чёрный пояс X Дан) в Арнис, но так же Лакан Сампу (чёрный пояс X Дан) в Мано-Мано и Лакан Вало (чёрный пояс VIII Дан) в Филиппино Вэпонри (работа с оружием). Эрнесто Пресас был признанным специалистом в Дзюдо, Дзю-дзютцу, Бо-дзютцу, Кэндо, Каратэ, в работе с тонфой, саями, нунчаками и балисонгом. В молодости Эрнесто мечтал возродить искусство, которое так долго было составной частью филиппинской истории и культуры. Однако он понимал, что классические системы могут оказаться не очень интересны для современных людей. Поэтому Эрнесто создал концепцию эффективной боевой системы, полностью вписывающуюся в современное общество. Несмотря на это, грандмастер Пресас встретил противодействие со стороны филиппинского общества, которое в то время склонялось к зарубежным ценностям, включая входившие тогда в моду японские и китайские боевые искусства.

Поворотным моментом для Грандмастера Эрнесто Пресаса стал 1970 год, когда он начал преподавание филиппинских боевых искусств в Филиппинском Университете. В том же году Эрнесто вместе с братом Реми в Японии проводили демонстрации искусства Арнис на международной выставке «Экспо-70». Показывая искусство филиппинского Арнис в сравнении с хорошо известными японскими стилями боя на мечах, Эрнесто приобрел уважение японских мастеров. В тот момент искусство Арнис Эрнесто Пресаса начали назвать филиппинским Кэндо. Вернувшись в Манилу, Эрнесто открыл свой собственный первый зал при поддержке своего учителя, Грандмастера Модерн Арнис, Фредерико Лазо. Позже Эрнесто Пресас основал Modern Arnis Association of the Philippines International и ARJUKEN (Arnis-Jujutsu-Kendo) Karate Association для развития воинских искусств на Филиппинах. Позднее Эрнесто переименовал свой стиль в Комбатан  Арнис, для того чтобы в названии было отличие от Модерн Арнис, стиля, который активно развивал его старший брат Реми Пресас.

Первоначально термин Модерн Арнис означал боевое искусство, привезенное в Манилу в 1969 году братьями Пресас – Эрнесто, Реми и Роберто – со своего родного острова Негрос. После отъезда Реми Пресаса в США в 1975 году, в средствах массовой информации его стали называть «Отец Модерн Арнис». В это же самое время Эрнесто и Роберто продолжали развивать и обогащать свои методы в Маниле под тем же названием Модерн Арнис.

Чтобы избежать путаницы и лучше представить свой стиль, Эрнесто Пресас в 1980-х пробовал различные наименования для своей системы (Модерн-Арнис, Арнис де Мано, Пресас Стайл, АРДЖИКЕН). Одно из названий было Арнис, стиль Пресаса, но поскольку Пресас – общая фамилия, это не давало точной идентификации с направлением Эрнесто Пресаса. В конце концов Эрнесто остановился на термине Комбатан, включающем в себя техники боя короткой палкой, парными палками, ножом и пустыми руками без оружия.

До эмиграции в вслед за братом в США, Эренсто преподавал на Филиппинах боевые искусства в университетах, колледжах, военных и полицейских академиях и училищах. За свою жизнь Грандмастер Эрнесто Пресас много сделал для того, чтобы филиппинские боевые искусства стали популярны во всем мире. В 1975 году он основал Международную федерацию филиппинских боевых искусств (IPMAF). Это послужило толчком к  развитию современного Арнис, Арнис Комбатан в Германии, Дании, Швеции, Норвегии, Швейцарии, Канаде, США, Мексике, Пуэрто-Рико, Новой Зеландии, Саудовской Аравии, Северной Африке и Австралии.

Более 30 лет грандмастер Эрнесто Пресас изучал филиппинские боевые искусства, для систематизации безоружных техник Арнис и создания на их основе прикладного рукопашного стиля боя. Технику безоружного боя в филиппинской манере грандмастер Эрнесто назвал Мано-Мано. В 1991 году в июньском номере журнала «Inside Kung-Fu» вышла статья «Эрнесто Пресас: отец Мано-Мано».

Грандмастер Эрнесто Пресас много путешествовал, проводя семинары и пропагандируя Комбатан Арнис и филиппинские боевые искусства во всем мире. Он воспитал множество учеников, которые продолжают развивать искусство Арнис. В созданном мастером Эрнесто Комбатан Арнис для работы ног используются элементы традиционных танцев Филиппин, движения назад и вперед и V-образные шаги. Заметна также общность перемещений и шагов Комбатан, японских и окинавских боевых искусств. Отчасти это вызвано влиянием традиционного окинавского оружия, с которым много тренировался Эрнесто, а также желанием грандмастера двигаться по уже проторённой дороге формализованного на тот период каратэ. Именно этим объясняется присутствие похожих на ката из каратэ одиночных комплексов (анио) в Арнис Комбатан, которых до этого не использовали на Филиппинах для подготовки бойца, предпочитая спонтанные связки из ударов и работу с партнёром. По этой же причине в разработанном профессором Реми Пресасом стиле Модерн Арнис таких форм не используется.

Пресасы (Эрнесто и Реми) модифицировали техники, которые они давали ученикам, с тем, чтобы достичь лучшего восприятия, обучая искусству Арнис в общепринятом формате (стойки, удары и техники блокировки). В концепции современного Арнис для исключения травматизма на тренировках удары наносились не по рукам, а по палке. В дальнейшем эта методика повлияла и на другие школы классического арнис на Филиппинах.

Тем не менее в Комбатан Арнис сохранились и традиционные техники и работа ног в Эспада у Дага, Абанико Даблада, Сонкекте и других разделах классического Арнис. Благодаря модификациям в работе ног, стойках и других аспектах базовой техники, Комбатан и Модерн Арнис преподаются в самых разных школах боевых искусств, таких как Таэквондо и Карате, так как студенты видят много общего между системами. Именно это позволяет успешно интегрировать техники Арнис, обогащая другие системы.

Сердцем системы Комбатан является Палит-Палит, или «давать и брать», известные также как Тапи-Тапи. Тапи-Тапи – это система, где применяются основные серии техник Комбатан Арнис и развивается концепция и стратегия системы. Тренировки помогают развить комбинаторное мышление, текучесть, тайминг, ощущение дистанции, скорость, реакцию, выносливость.

Как и в других направлениях филиппинских боевых искусств, Комбатан Арнис охватывает техники работы с одиночными и парными палками (Дабле и Соло Бастон), палки и ножа (Эспада у Дага), нож (дага), без оружия (Мано Мано), ладонная палочка (Дуло Дуло), шест (Банкао). По-прежнему, в школе Комбатан в Маниле преподается работа с традиционным окинавским оружием.

Комбатан Арнис и Модерн Арнис можно назвать братскими направлениями, что напомингает нам о том, что их создали родные братья. Между Комбатан Арнис и Модерн Арнис много общего, но есть и отличия. Реми Пресас предпочитал стиль с захватами (борьбу и болевые приёмы), сваливая противника на землю, тогда как Эрнесто любил переводить технику палки в безоружную технику, например, ударив оппонента или выбив его оружие. Комбатан также содержит техники захвата, но акцент делается именно на ударных аспектах искусства.

Грандмастер Эрнесто Амадор Пресас умер 1 ноября 2010 года в Калифорнии, Сан-Франциско, США. Эрнесто Пресас был достойным продолжением семейной традиции всемирно известных учителей арнис, оставив после себя наследие в виде сформированной системы Комбатан Арнис, книг, видеопроектов, тренировочных лагерей на Филиппинах и учеников по всему миру, продолжающих и развивающих искусство Арнис.