История создания Модерн Арнис

После Второй мировой войны обучение филиппинским боевым искусствам происходило в закрытых семейных школах. Освоение Арнис для того, чтобы выжить, уже не было актуальным, как во времена японской экспансии или испанской колонизации. Арнис превращался в умирающее искусство. В том, что Арнис в этот период сохранился и возродился уже не в качестве партизанского движения, а как искусство и способ самосовершенствования, заслуга таких представителей филиппинских боевых искусств, как братья Презасы, мастера из семьи Канете, Венансио Бэкон и других. История возникновения и развития Модерн Арнис неразрывно связана с именем выдающегося мастера Реми Амадора Пресаса.

После Второй мировой войны обучение филиппинским боевым искусствам происходило в закрытых семейных школах. Освоение Арнис для того, чтобы выжить, уже не было актуальным, как во времена японской экспансии или испанской колонизации. Арнис превращался в умирающее искусство. В том, что Арнис в этот период сохранился и возродился уже не в качестве партизанского движения, а как искусство и способ самосовершенствования, заслуга таких представителей филиппинских боевых искусств, как братья Презасы, мастера из семьи Канете, Венансио Бэкон и других. История возникновения и развития Модерн Арнис неразрывно связана с именем выдающегося мастера Реми Амадора Пресаса.

Возникновение Модерн Арнис

19 декабря 1936 года в рыбацкой деревушке Хинегаран провинции Негрос Оксидентал родился Реми Амадор Пресас. В 6 лет он начал тренироваться у своего деда Леона Пресаса обучаясь семейному стилю Эспада у Дага. Кроме этого Реми тренировал его отец, известный как один из немногих непобедимых бойцов, которых называли «Дамасалаг». Имя «Дамасалаг» означало «Неуязвимый», т.е. боец настолько искусен и быстр, что в бою его невозможно коснуться.

Подростком Реми покинул родной остров вместе с двоюродным братом и 2 года обучался стилю Балинтавак у мастера Родольфо Монкаля, после чего вернулся в родную провинцию. Во время обучения у мастера Родольфо Реми понял, что стиль Балинтавак исключительно эффективен в дуэльных поединках. Реми опять поехал в Себу и продолжил тренироваться в стиле Балинтавак следующие 4 года, сначала под руководством Тимотео Маранга, а после — у основателя Балинтавак Венансио Бакона.

В 1957 году Реми Пресас начал преподавать свой стиль филиппинских боевых искусств, продолжая совершенствовать его. Стиль Реми Пресаса тогда ещё не назывался Модерн Арнис, хотя сам Грандмастер Реми 1957 год называл годом основания Mодерн Арнис. Модерн Арнис тех лет представлял собой смесь из стилей семьи Пресас, Балинтавак и других направлений Арнис, которые Реми изучал во время поездок в Себу, Панау, Бохоль и Лиете.

Реми Пресас развивал техники и принципы своего стиля, которые зачастую шли вразрез с принципами классического Арнис. В основном это относилось к хвату оружия (палок) и уменьшению амплитуды траекторий для атаки.

В 1961 году ГМ Реми Пресас начал преподавать Модерн Арнис в школе де ла Салле в городе Бахолод, Негрос Оксидентал, а в 1964 году открыл свою первую школу, тоже в городе Бахолод. В это время он также преподавал в университете Негрос Оксидентал (УНОР). Вскоре после этого в Модерн Арнис появилась собственная униформа: красные штаны и белые футболки.

Такие цвета были выбраны, чтобы выделяться на фоне представителей других боевых искусств, где в подавляющем большинстве использовались чёрные или белые цвета кимоно и униформы. Чтобы не нарушать патента на товарный фирмы Адидас, динамично набиравшей в то время популярность, на штанах униформы Модерн Арнис было сделано две полосы, а не три как у Адидас. Разработанная Пресасом униформа оказалась очень удачной, и в немалой степени способствовала распространению Модерн Арнис. Дресс-код Модерн Арнис и сейчас выглядит очень эффектно и узнаваемо.

Реми изменил манеру преподавания Арнис. Так, в его стиле Арнис атака соперника в основном блокировалась палкой, а не рукой. Реми глубоко переработал, модифицировал и модернизировал техники старого Арнис, чтобы избежать травматизма на занятиях. Он строил тренировки так, чтобы любой мог заниматься Арнис, не опасаясь за своё здоровье.

Реми Пресас активно популяризировал новую версию Арнис и его ученики подхватили его направление, так как не смотря на безопасность на тренировках, Модерн Арнис оказался довольно эффективным для самообороны.

Дальнейшие изменения коснулись и способа преподавания Арнис. Грандмастер Реми говорил, что во многих видах боевых искусств, которые он видел и которые изучал, проливалось слишком много крови и часто случались травмы. «Почему мы причиняем друг другу боль? Не было бы лучше, если бы мы помогали друг другу вместо того, чтобы приносить друг другу вред?» — добавил он после этого. Он развивал дисциплину и другие моральные ценности у своих учеников.

Изменения стиля во многом связаны с историей Филиппин, которая во многом определяла появление и развитие Арнис. В 17-19 веках искусство Арнис передавалось от учителя к ученику как способ выживания. Теперь же «военное искусство» превращалось в «боевое искусство», то есть в вид спорта и самообороны, и не служило целям выживания любым способом. Занятия проходили в школьных классах и влияние Арнис было не настолько сильным, как в тот период, когда с учеником мастер занимался индивидуально.

Во время одной из тренировок Модерн Арнис в главном спортивном центре Филиппин, Ризал Мемори Спорт Арене, на него обратили внимания президент Филиппинской любительской атлетической федерации (PAAF) Филип Монсерат, заслуженный мастер спорта Арсенио де Борья и профессор Жозе Григорио. Они предложили грандмастеру Реми перебраться в Манилу чтобы популяризировать там – и впоследствии – во всей стране — Модерн Арнис. В 1969 году Реми переежает в Манилу, открывает свою школу Модерн Арнис и вскоре основывает Филиппинскую Федерацию Модерн Арнис (MAPF). Все последующие годы Реми преподавал во многих школах, колледжах и университетах, в полиции и военных подразделениях, устраивал много показательных выступлений, в том числе и на телевидении, благодаря чему стал чрезвычайно популярен на Филиппинах.

В 1973 году Реми Пресас был удостоен президентской Премией Филиппин в спорте, которая сравнима со званием «Спортсмен года». Годом позже, в 1974 году, он выпустил свою первую книгу о Модерн Арнис. Она являлась школьным учебником по Модерн Арнис, а в 90-е возглавляла список самых продаваемых книг в Филиппинах. Реми Пресаса приглашали в качестве постановщика сцен боев на съёмки различных фильмов. Во время работы на съёмочных площадках он познакомился с Рональдом Дантесом и Дингом Стоквеллом и был включен в дипломатическую миссию и в качестве посла спорта от филиппинского правительства, посетил различные страны с целью демонстрации там Модерн Арнис как национального филиппинского боевого искусства.

В 1974 году ГМ Реми Пресас был признан резолюцией 338 Национального Парламента Филиппин человеком, возродившем к жизни древнее филиппинское боевое искусство Арнис. Число последователей Модерн Арнис на тот перод превысило несколько тысяч.

В 1975 году была основана НАРАФИЛ, «Национальнеая Ассоциация Арнис Филиппин». Возглавлявший её генерал Фабиан Фер являлся вторым лицом государства после президента Фердинанта Маркоса и настаивал на том, чтобы ГМ Реми Пресасу вошёл в эту федерацию и подчинился её правилам. Реми отказался и поэтому попал в «чёрный список» Филиппинских служб безопасности. С помощью своего друга Роланда Дантеса в 1975 году ГМ Реми удалось уехать с Филиппин в США. Поначалу в другой стране ему приходилось очень сложно, так как в США он стал эмигрантом из страны третьего мира, в то время как у себя на родине Реми был знаменитым и очень успешным человеком.

Модерн Арнис в США

При поддержке своих учеников Макса Паллена и Дина Стоквелла ГМ Реми Презас начал преподавать Модерн Арнис и в США. В конце 1975 года он был приглашен Эдом Пракером продемонстрировать Модерн Арнис на Интернациональном чемпионате карате в Лонг Бич. Его поддержали Дин Стоквелл, Макс Паллен и ученики Паленна. Полгода спустя у него появилась возможность показать искусство Модерн Арнис на фестивале «Мир самообороны» в Мэдиссон Сквер Гарден в Нью-Йорке. В этот раз Реми поддержали Рональд Дантес, Дио Гонзалес, Джон Альмарио и Антонио Тито. Это был первый раз, когда Модерн Арнис демонстрировался на Восточном побережье США. Это был прорыв. Трансляция выступления проходила в прямом эфире по национальному и интернациональному телевидению, и у Пресаса появилось много контактов, благодаря которым он стал первым мастером Арнис, который путешествовал по США и проводил семинары для популяризации филиппинских боевых искусств на новом континенте.

С этого момента Реми был опять в своей стихии. Представители различных боевых направлений стали изучать Модерн Арнис, из-за чего многие элементы Модерн Арнис проникли в различные боевые стили. Причиной этого было то, что ГМ Реми Пресас называл Модерн Арнис «боевым искусством в твоём боевом искусстве» и призывал своих учеников добавлять элементы и стиль Арнис в свои боевые стили. Модерн Арнис воспринимался не как конкурентный вид боевого искусства, а как дополнение к любому стилю. Это привело к тому, что семинары Модерн Арнис очень охотно посещали представители самых разных направлений, и Арнис стал очень популярным в США.

В 1982 году крупнейший журнал боевых искусств «Чёрный Пояс» назвал грандмастера Реми Пресаса «Инструктором года», а в 1994 году – «Инструктором года по оружию». Это очень почётные премии в США, которые способствовали дальнейшему росту популярности как ГМ Реми Пресаса, так и Модерн Арнис.

Модерн Арнис Реми Пресаса никогда не был чем-то статичным. Грандмастер постоянно улучшал свой стиль и вводил туда новые техники. Если в 60е и в 70е годы Модерн Арнис ещё придавали огромное значение ударной технике, комбинациям и применению лезвийной техники классического Арнис, то со временем это стало меняться. В 80е годы стало уделяться намного больше внимания разоружениям, броскам и технике рычагов; добавились болевые и рычаги пустыми руками. Не то чтобы всех этих приёмов и техник не было раньше – они стали эффективнее, короче и болезненнее. Этому способствовало тесное сотрудничество ГМ Реми с Уолли Реем и Джорджем Диллманом. У них было много совместных мастер-классов, которые приобрели известность под названием «3 больших семинара». На таких семинарах ГМ Реми преподавал Модерн Арнис, Джордж Диллман – технику прессинга (техника психического давления) и направления карате – ката, которые тесно связаны с этими техниками, а Уолли Джей –джиу-джитсу малого круга.

Джордж Диллман известен в США своими нокаутами, которые он демонстрировал на семинарах с применением техник психического давления. За нокаутированием всегда следовала некая техника «возрождения», которая выводила учеников из полубессознательного состояния. Однако ГМ Реми не стал интегрировать эту технику в Модерн Арнис, обясняя это тем, что он знает, как нокаутировать кого-либо, но я не знает, как возродить атакованного противника обратно.

Уолли Джей при этом преподавал джиу джитсу – а именно – свой специальный стиль, «джиу-джитсу малого круга». Как участник Олимпийских игр по Дзю-до, он имел хорошие достижения в этом виде спорта, но начал развивать джиу-джитсу малого круга, чтобы уметь быстро и болезненно брать соперника под контроль.

Каждый, кто тренировался с ГМ Реми, знал, что эти техники Грандмастер охотно интегрировал в Модерн Арнис. Поэтому можно говорить о большом влиянии этих трёх мастеров друг на друга.

После одного семинара по Модерн Арнис Реми Пресаса один из учеников Уолли Джея негодуя прибежал к своему учителю со словами: «Реми Пресас ворует твои техники!», на что получил ответ сквозь смех: «Не переживай! Я тоже украл у него его техники».

ГМ Реми был открыт для всего нового, постоянно учился новому и развивал свою систему. В середине 90х он опять изменил основное положение Модерн Арнис: в систему добавилось Тапи-Тапи. Это не было тотальным новшеством, так как Реми уже преподавал отдельные части и аспекты Тапи-Тапи (на Филиппинах под названием ФРИСТАЙЛ или фристайл-спарринг, а позднее, в США – под названием «спарринг с одной палкой или базовый спарринг»). Но с 90х в Тапи-Тапи прочно закрепились в Модерн Арнис как метод тренировки изобретательной автоматизации навыков. Изучение Тапи стало проходить в большем объёме и более последовательно. Основная концепция Тапи-Тапи несомненно родом из Балинтавак, хотя она и не полностью совпадает с этим стилем.

Несмотря на все изменения, которые пережил Модерн Арнис, основным моментом остается использование одной палки и общие принципы самообороны.

Как упоминалось ранее, ученики Модерн Арнис в разные времена тренировались в разной манере. Так, ГМ Реми несколько месяцев жил в семье Пасвик (в конце 70х или начале 80х) и тренировал Рока Пасвика. Роки получал изначально иной по структуре тренинг, нежели все другие ученики Модерн Арнис, которые изучали искусство в спортивных лагерях и на семинарах. Но не только Модерн Арнис для Роки преподавался иначе – также и другие системы Реми преподавал ему отлично от того, как они преподаются сейчас (например, Палис-Палис). Кроме того, он обучал его стилю Балинтавак, системе, которая значительно больше уделяет внимание дуэли на палках, чем Модерн Арнис.

На одном из ранних семинаров ГМ Реми ему ассистировал Роки. Реми демонстрировал при помощи Роки своим ученикам быстрый Балинтавак, и через пару секунд Роки получил травму на голове. После этого ГМ Реми отказался от дальнейшего преподавания и демонстрации Балинтавак в США. Конечно же, Модерн Арнис Роки Пасвика выглядит совсем иначе, нежели у других американских преподавателей Модерн Арнис.

Можно сказать, что ГМ Реми мог использовать Балинтавак для поединков, но на семинарах и для самообороны преподавал Модерн Арнис. Различия в преподавании зависели не только от времени обучения, но и от личных интересов самих учеников. Например, Дату Келли Ворден и Брэм Фрэнк больше интересовались ножевым боем Модерн Арнис  – и ГМ Реми преподавал им именно этот аспект, Дату Дитер Кнуттель большее внимание уделял именно техникам работы с палкой — и ГМ Реми занимался с ним в большей степени техникой Соло и Добле бастон.

Распространение Модерн Арнис в мире

В США Реми Пресас не предавал большого значения структуре объединения Модерн Арнис. Важно было распространить как можно шире современный стиль филиппинских боевых искусств в мире. Группы были независимы друг от друга, и не были знакомы друг с другом.

Кроме семинаров в выходные дни, Реми преподавал в так называемых летних и зимних лагерях, занятия в которых в начале 80х длились до двух недель. Позднее эти программы сократились до одной недели, а в 90х продолжительность занятий в летних лагерях была 4, а в зимних – 3 дня. В год Реми проводил 5-6 летних программ и 3-4 зимние программы. Такой график был комфортным для Реми, так как он чувствовал себя независимым, и ему не нужно было выстраивать и поддерживать структуру какой-либо федерации, ассоциации или другой организации. Грандмастер Реми Пресас был Модерн Арнис и Модерн Арнис был им. Однако отсутствие объединяющей структуры для разных школ Модерн Арнис не могло не измениться после смерти грандмастера.

Несмотря на все различия в преподавании Модерн Арнис в зависимости от временных рамок или содержания, Модерн Арнис оставался под руководством ГМ Реми однородным. Всегда были отдельные те, кто не понимал направления Модерн Арнис и покидал это направление, но это не приводило к соперничеству между школами. Всё изменилось после смерти ГМ Реми в 2001 году в возрасте 64 лет, после 9-месячной тяжелой болезни из-за рака мозга.

ГМ Реми оставил после себя грандиозную систему с тысячами учеников, но не прояснил до конца всем значение и толкование градаций уровня мастерства Модерн Арнис и рангов и их соотношения (черный пояс/дату/мастер Тапи-Тапи/пунонг гуру/сеньор-мастер), что осложняло дальнейшее взаимодействие разных школ, групп и инстркторов.

Во время поездки на Филиппины в 1999 году ГМ Реми сказал на встрече с ГМ Рене Тонгсоном и ГМ Бамбитом Дулаем, что они должны содействовать дальнейшему распространению и укреплению позиций Модерн Арнис. Это привело к созданию IMAF (Интернациональной Федерации Модерн Арнис, Филиппины), чьим Шеф-тренером ГМ Реми назвал ГМ Самуэля Бамбита Дулая. Это был шаг укрепления Модерн Арнис для дальнейшего распространения на Филиппинах. Примерно в это же время на Филиппинах те, кто тренировался у Реми Пресаса в 60-70х, получили восьмой дан Модерн Арнис: ГМ Родель Дагук, ГМ Джерри Дела Круиз, ГМ Роланд Дантес и ГМ Вик Санчес.

В следующем году в США, будучи уже тяжело больным, Реми Пресас присвоил семи ученикам пятый дан в Модерн Арнис и титул «Мастер Тапи-Тапи». Это были: Рэнди Ши, Джеффу Деланэ, Чук Госс, Брайан Савилинский, Джим Лэддим, Кен Смит и Габи Ролоф. Вскоре после смерти Реми его ученики разделились. Сейчас существует две Интернациональные Федерации Модерн Арнис IMAF, в том числе и в США, одна – под руководством Джеффа Деланэ, а вторая – под началом Рэнди Ши, в которую входят остальные 5 Дату, в том числе и Дэн Андерсон, который не так много общался в 90е с ГМ Реми.

Все Дату, получившие этот титул от грандмастера Реми – Дату Шишир Инокалла (1980), Дату Бонг Журнале (1982), Дату Келли Ворден (1986), Дату Дитер Кнюттель (1996), Дату Дэвид Хофффман (2000) и Дату Тим Хартман (2000) – доказали ГМ Реми свой высочайший уровень в Модерн Арнис, из-за чего и получили это звание. Но не последнюю роль сыграло в этом и расположение школ и организация семинаров грандмастера Реми в США и за его пределами.

К примеру, Дату Келли Ворден, который в 90е годы был занят созданием своей организации «Естественная сила духа», жил недалеко от Виктории, где ГМ Реми провел свои последние дни. Они проводили много времени вместе, и Ворден обещал позаботиться о Модерн Арнис в дальнейшем. Дату Тим Хартман создал ещё в 90е годы до смерти Мировой Альянс Модерн Арнис, с помощью которого и по сей день популяризирует Модерн Арнис.

Дату Дитер Кнюттель стоял у истоков появления филиппинских боевых искусств в Европе и организовал много семинаров с грандмастером Презасом. Кроме этого, Дитер также принимал активное участие в создании немецкой ассоциации арнис (DAV e.V.), крупнейшей в Европе организации филиппинских боевых искусств, где и по нынешнее время является главным организатором и преподавателем, занимая должность Шеф-инструктора.

Дети Пресаса (Реми младший, Деметрио и Мэри Ан), которых он не видел более 20 лет, обещали больному отцу действовать на благо развития и укрепления позиций Модерн Арнис и имени Пресаса. Они создали МАРППИО (Организация Модерн Арнис Реми П. Пресаса) и начали втроём развивать эту организацию. Изначально их поддержал Дату Келли Ворден в США, а впоследствии и многие ГМ на Филиппинах (ГМ Кристино Васкез, ГМ Родель Дагук, ГМ Роланд Дантес, ГМ Бамбит Далай). Однако вскоре Мэри Эн и Деметрио решили отойти от активной преподавательской деятельности в организации, и сейчас преподавать в ней остался лишь Реми Пресас-младший. Но теперь эта организация не пользуется поддержкой на Филиппинах, да и Дату Келли Ворден не оказывает МАРППИО поддержки.

Многие ученики ГМ Реми, которые длительное время проходили у него обучение, решили после его смерти заниматься дальнейшим развитием и распространением Модерн Арнис, как например ГМ Брэм Фрэнк и его организация CSSD/SC или Дэн Андэрсон с его организацией МА80.

К сожалению, ГМ Реми не рассказал всем существующим в его время школам Модерн Арнис друг о друге и не замкнул их существование единую в систему, чтобы в дальнейшем популяризировать Модерн Арнис. Это имело как негативную, так и позитивную сторону. Можно лишь предполагать, что это было сделано ГМ Реми намеренно.

Моден Арнис 3го тысячелетия

С одной стороны после смерти ГМ Реми возник некий хаос, группы стали постепенно узнавать о существовании других объединений и школ и в силу этого не могли заявлять об эксклюзивных правах быть эксклюзивными преемниками и официальными представителями Модерн Арнис. Некоторые (обе Интернациональные Федерации в США и МАРППИО) пробовали заявить о главенствующей роли, но ни одна организация не смогла добиться объединения существующих школ и федераций под своим руководством.

Первоначально многие их этих групп работали практически друг против друга, но впоследствии стали сосуществовать более-менее мирно. Чтобы усилить эту тенденцию в 2003 ГМ Дату Дитер Кнюттель году предложил сначала на Филиппинах, а потом и в США, создать одну верховную организацию, в которой все объединения и организации, работающие с именем Реми Пресас, имели бы равные права. На основе этой идеи на Филиппинах в 2006 году возникло WBMA (Международное Братство Модерн Арнис), которое в 2007 году было переименовано в WFMA (Международная Семья Модерн Арнис). Членами этой организации на данный момент являются такие организации, как IFMAP (Филиппины), DAV e.V. (Германия), MA80 и CSSD/SC (США), RAF (Россия), Modern Arnis France (Франция). WFMA существует теперь в качестве объединяющего элемента организаций, связанных дружескими намерениями.

Позитивный аспект этого деления состоит в том, что много организаций и отдельных личностей взяли на себя обязательства распространять и развивать Модерн Арнис ГМ Реми Пресаса. Если одна группа перестанет существовать – останутся другие, продолжающие дело Грандмастера. Это обеспечивает Модерн Арнис выживание и уверенное развитие во всём мире.